Средства обучения и воспитания

Главная > Доступная среда > Средства обучения и воспитания

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 
В образовательной деятельности колледжа используются следующие средства обучения:
– мультимедийные (интерактивные доски, мультимедиа –проекторы);
– печатные (учебники, учебные и методические пособия, книги, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
– электронные образовательные ресурсы (образовательные электронные учебники, сетевые образовательные ресурсы, электронные энциклопедии);
– аудиовизуальные (слайды, слайд–фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
– наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски;
– демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
– тренажеры и спортивное оборудование.
 
   
 
При определении формы проведения занятий с обучающимся – инвалидом колледж учитывает рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности. При проведении занятий по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
для лиц с нарушением зрения (слабовидящих): обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств; задания для выполнения заданий оформляются увеличенным шрифтом. Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях предусмотрена возможность просмотра 15 удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра.
для лиц с нарушением слуха: 1) для глухих и слабослышащих: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости обучающимся предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; 2) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих лекции и семинары, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме; При изучении дисциплины, в случае необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, техническую помощь, услуги сурдопереводчика и/или тифлосурдопереводчика оказывает ассистент, привлекаемый на договорной основе. При обучении слабослышащих студентов используются видеоматериалы.
для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации. Используются специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши. 2) для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей: письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; выполнение заданий (тестов, контрольных работ), проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме путем опроса, беседы с обучающимся.
В стандартных аудиториях в колледже первые столы предусмотрены для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата столы располагаются у входа. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающегося. Оборудование специальных учебных мест для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предполагает увеличение размера зоны на одно место, увеличения ширины прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные.
Аудитории, в которых обучаются студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ оснащены рабочими местами, оборудованными многофункциональным комплексом «Сонет 10-1». Для людей с нарушениями ОДА.
Средства обучения адаптированы для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Обучающимся с инвалидностью и лицам с ОВЗ в ОГБПОУ КТЭК предоставляются при необходимости учебники и учебные пособия, дидактические материалы, иная учебная литература. Имеющиеся в колледже электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), лабораторные практикумы, электронные энциклопедии, разработанные корпорацией «Диполь», содержат хорошо структурированные учебно-методические материалы, включающие теоретическую и практическую часть, а также интерактивную коллекцию и справочные материалы. Интерактивная форма подачи практической составляющей курсов позволяет повысить мотивацию обучающихся в освоении материала, что имеет существенное значение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые обладают малым объемом произвольного внимания, низкой работоспособностью, быстрым утомлением. Использование учебных кейсов облегчает перенос полученных знаний в практику профессиональной деятельности, что является важным фактором формирования профессиональной готовности у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В сетевых версиях программ предусмотрено изменение размера шрифта и цвета фона, что делает учебный материал более доступным для обучающихся с нарушением зрения. Озвучка видеосюжетов также позволяет обучающимся с низкой остротой зрения более полно воспринять учебный материал.
Возможность использования ЭУМК в системе дистанционного обучения делает доступным профессиональное бучение для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для которых затруднительно ежедневное пребывание в учебном заведении.
 
Электронные учебно-методические комплексы:
  • ЭУМК Безопасность жизнедеятельности 
  • ЭУМК Гостиничное дело 
  • ЭУМК Коммерция 
  • ЭУМК Математика 
  • ЭУМК Повар, кондитер. ПМ1 
  • ЭУМК Повар, кондитер. ПМ2 
  • ЭУМК Повар, кондитер. ПМЗ 
  • ЭУМК Повар, кондитер. ПМ4 
  • ЭУМК Повар, кондитер. ПМ5 
  • ЭУМК Поварское дело 
  • ЭУМК Продавец, контролер-кассир 
  • ЭУМК Русский язык и культура речи 
  • ЭУМК Теоретические основы информатики 
  • ЭУМК Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования 
  • ЭУМК Технология продукции 
  • ЭУМК Технология продукции общественного питания 
  • ЭУМК Физика. Часть 1. Основы механики 
  • ЭУМК Физика. Часть 2. Молекулярная физика 
  • ЭУМК Физика. Часть 3. Электричество и магнетизм 
  • ЭУМК Физика. Часть 4. Оптика. Квантовая физика. Строение атома и атомного ядра 
  • ЭУМК Экологические основы природопользования 
  • ЭУМК Экономика 
  • ЭУМК Электротехнические измерения 
  • Электронные плакаты и тесты по математике
  • Электронная энциклопедия “Астрономия”
  • Электронная энциклопедия “Экология”
   
Принципы использования средств обучения:
–  учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
– гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение обучающегося через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
– учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
– сотворчество педагога и обучающегося; – приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Рассматривая качественную подготовку специалистов как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, администрация колледжа создает целенаправленную систему воспитания обучающихся, представляющую условия, способствующие подготовке мотивированного конкурентно- способного специалиста и высоконравственной личности.
 
Воспитательная деятельность в колледже регламентирована нормативно-правовой базой. Определяющим документом организации воспитательной деятельности в колледже является «Программа развития патриотического воспитания», в соответствии с которой ведется систематизированный и целенаправленный воспитательный процесс.
Реализация системы воспитания в колледже позволяет студентам освоить нравственные ориентиры, прочную духовную основу, подлинные, а не мнимые жизненные ценности, в результате которой формируется воспитательная модель: ЛИЧНОСТЬ – ГРАЖДАНИН – СПЕЦИАЛИСТ.
Определяющим педагогическим критерием для колледжа является повышение статуса воспитания в колледже, создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса, для гармоничного развития личности, реализации ее творческой и гражданской активности, готовности служению Отечеству, повышения профессионального уровня будущих специалистов.
Воспитание в колледже реализуется в рамках профессионального образования и направлено на подготовку конкурентоспособных специалистов.
Взаимодействие субъектов воспитания осуществляется в процессе обучения, учебно-исследовательской деятельности, учебно-производственной работы и внеаудиторной деятельности по различным направлениям: гражданско-правовое; спортивно-оздоровительное; военно-патриотическое; художественно-эстетическое; профессионально-трудовое; волонтерское; нравственное; социальная защита.
Активному становлению личности обучающегося, формированию профессиональной компетентности способствует включенность в разнообразные виды внеаудиторной деятельности в группах, в отделениях, на уровне колледжа, в общежитии, вне стен колледжа.
В колледже созданы все необходимые условия для развития высоконравственной успешной личности. Творческие коллективы защищают честь колледжа на областных, российских и международных конкурсах и фестивалях.
Они неоднократно выступали в детском доме, доме-интернате для инвалидов и престарелых граждан, принимают участие в городских концертных программах и праздниках.
Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности является спортивно- оздоровительная работа, которая предполагает не только занятия физической культурой и спортом, участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках, днях здоровья, но и овладение знаниями о здоровом образе жизни. Успешно работают спортивные секции. Команды по волейболу, баскетболу неоднократно становились призерами городских и окружных соревнований.
Под руководством социальных педагогов и классных руководителей студенты-инвалиды, студенты с ОВЗ активно привлекаются к участию в городских и общеколледжных мероприятиях, в том числе в традиционных соревнованиях по настольному теннису, спортивных соревнованиях «Игры доброй воли», чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ “Абилимпикс”, занимая призовые места.